В 2015 году Омская региональная общественная организация инвалидов «Планета друзей» реализовывала проект на средства субсидии Министерства труда и социального развития Омской области «Творческая мастерская «Планета друзей» (112,0 тыс.руб).
Сроки реализации: 2015 год
Цель проекта: Социально-трудовая адаптация и реабилитация детей, подростков и молодых людей с инвалидностью посредством занятий в творческой мастерской.
Задачи проекта:
- Развитие творческих способностей детей, подростков и молодых людей с инвалидностью через занятия в мастерских;
- Распространение позитивного опыта и изменение общественного мнения (изменение сложившихся стереотипов о людях с ментальными нарушениями) через проведение выставки и презентации творческих возможностей детей, подростков и молодых людей с инвалидностью;
- Обеспечение частичной занятости детей, подростков и молодых людей с инвалидностью;
- Получение детьми, подростками молодыми людьми с инвалидностью начальных трудовых навыков в 6 направлениях: швейном деле, гончарном деле, столярном деле, сельскохозяйственном деле, кулинарном деле и театральной деятельности;
- Получение родителями детей, подростков и молодых людей с инвалидностью возможности решения собственных насущных проблем.
Основной идеей проекта было развитие творческих способностей детей, подростков и молодых людей с инвалидностью, в том числе через творчество и получение элементарных навыков профессиональной трудовой деятельности. Так на средства субсидии удалось закупить оборудование для швейной, гончарной, столярной мастерских.
Всего в организации до конца года активно заработали, а некоторые были открыты 6 трудовых мастерских по направлениям: швейное дело, гончарное дело, театральное дело, столярное дело, домоводство и сельскохозяйственное дело. За время работы и обучения в творческих мастерских дети, подростки и молодые люди с инвалидностью получили профессиональные элементарные трудовые навыки.
В швейной мастерской - шитье прямой строчкой – научились сшивать две половинки и подшивать край, в итоге некоторым удалось сшить комплекты постельного белья и скатерти.
В столярной мастерской - научились пилить пилой и выпиливать фигуру лобзиком, забивать гвозди. В результате – сделали 2 стеллажа для кабинета домоводства несколько ящиков для рассады для сельскохозяйственной мастерской, и несколько фигур символов нового года для выставки.
В гончарной мастерской – лепили руками фигурки из глины и на гончарном круге простые плоские блюдца и вазочки. В театральной мастерской – изучали основы сценической речи, выполняли упражнения на дыхание и поставили спектакль «Зимняя история» по мотивам сказки «12 месяцев». В мастерской по домоводству – учились готовить первые блюда, салаты. Результаты труда в данной мастерской сразу находили живой отклик у присутствующих. В сельскохозяйственной мастерской – учились заботиться о растениях, находящихся в центре, весной 2016 года будут проведены посевные работы и наблюдения за прорастанием семян, выращивание рассады.
Результаты работы мастерских были представлены в проводимых организацией мероприятиях: спектакли, выставки. Кроме целенаправленной работы в мастерских проводились и занятия по дополнительному творчеству, где педагоги центра учили детей лепить, рисовать, клеить поделки, варить самодельное мыло. Достаточно часто к работе в мастерских присоединялись не занятые работой родители, чем тоже внесли свой вклад в процесс изготовления работ для выставок.
Для демонстрации проделанной работы были организованы несколько выставочных площадок: в галерее «Квадрат», в ТВЦ «Каскад», в НОУ «Монтессори-центр», В КОУ СКОШ № 17», в детском бассейне «Капельки». Спектакль был показан на 2 больших городских площадках: городском доме творчества и доме учителя.
Кроме заявленных работ в мастерских по проекту, организации удалось открыть пилотную группу (7 человек) отделения дневного учебного пребывания молодых людей старше 18 лет с ментальными нарушениями. Ребята находятся в отделении 3 раза в неделю с 10.00 до 18.00, участвуют в работе всех 6 мастерских, кроме того с ними проводятся дополнительные занятия по обучению самостоятельности: умение самостоятельно сходить в магазин, сделать покупки, принести их в центр и приготовить из них, посчитать деньги, сдачу, составить меню, умение самостоятельно передвигаться по городу до центра и домой.
С работой в мастерских была достигнута одна из поставленных задач: частичная занятость молодых людей с инвалидностью, причем наши участники осваивали новые виды деятельности и достаточно успешно.
Вторая задача - по формированию общественного мнения - также нашла отражение в проводимых мероприятиях, в общей сложности показы выступлений театральной мастерской посетили 900 человек (400 в городском доме творчества и 500 в доме учителя), из них большая часть – это молодежь: школьники и студенты. Большинство родителей, детей участников проекта, имели возможность заниматься повседневными делами, не задумываясь и не беспокоясь о своих детях, таким образом, мы решили третью поставленную задачу - освободили родителей от ежедневной напряженной работы.
В конечном итоге участники нашего проекта приобрели новые навыки, которые будут успешно использовать в дальнейшем.