Что такое ресурсный класс
Ресурсный класс — это помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями.
Ресурсный класс — это не место изоляции ученика, не коррекционный класс в общеобразовательной школе. Это специальная образовательная модель, позволяющая ученику сочетать, в зависимости от своих потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение.
Структура ресурсного класса позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Дети, посещающие ресурсный класс, обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), а также потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования. Занятия в ресурсном классе могут проходить один на один с тьютором или в небольших группах.
Время пребывания в ресурсном классе и на уроках в общеобразовательном классе для каждого ученика индивидуально. В конечном итоге "Ресурсный класс" нацелен на то, чтобы время
пребывания и обучения ребенка в общеобразовательном классе постоянно увеличивалось, а в ресурсном ребенок отрабатывал бы отдельные темы и навыки.
На уроках в общеобразовательном классе учеников сопровождают индивидуальные тьюторы, которые при необходимости помогают им в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями восприятия ученика, которого он сопровождает.
Так как организация образовательного и коррекционного процессов в условиях ресурсного класса индивидуализирована, посещать его могут ученики разного возраста из разных общеобразовательных классов.
Максимальная наполняемость ресурсного класса, по нашему опыту, — 8 человек.
Профессиональная команда ресурсного класса
Тьютор (инструктор) ресурсного класса
Обязанности тьютора ресурсного класса:
· Выполнение индивидуальной части образовательной программы ребенка.
· Выполнение поведенческой программы ребенка.
· Сопровождение ребенка на уроках в общеобразовательном классе и на групповых занятиях в РК
· Сопровождение ребенка в режимных моментах школьной жизни.
· Организация совместной деятельности ученика ресурсного класса с одноклассниками из общеобразовательного класса
· Учёт и запись результатов наблюдения за поведением ученика и о выполнении учебных и поведенческих программ ребенка
· Проведение тестирования уровня развития навыков у ребенка под руководством учителя РК
Основная задача тьютора — стать ненужным ученику. Полная самостоятельность ученика в школе является нашей основной целью.
Педагог (учитель) ресурсного класса
Обязанности педагога ресурсного класса:
· Анализ результатов тестирования, составление и корректировка индивидуальной части образовательной программы ребенка.
· Участие в составлении и реализации адаптированной образовательной программы ребенка совместно с учителем общеобразовательного класса
· Составление и своевременная корректировка планов-конспектов по формированию новых навыков ученика.
· Участие в организации процесса обучения ребенка с РАС в условиях регулярного (общеобразовательного) класса совместно с учителем общеобразовательного класса.
· Подбор, адаптация и модификация учебных материалов для ученика.
· Мониторинг усвоения учеником программы
· Анализ данных, полученных в результате наблюдений за поведением ученика, и составление на основе данного анализа поведен- ческой программы
· Анализ данных по результатам работы с поведением, мешающим адаптации ребенка в школе
· Организация фронтальных (групповых) уроков в ресурсном классе
· Проведение консультаций и мероприятий по информированию сотрудников школы и родителей одноклассников из общеобразовательных классов
· Проведение консультаций с родителями учеников, посещающих ресурсный класс
Куратор класса
Обязанности куратора ресурсного класса
Основная задача куратора в РК — оказание методической помощи специалистам класса:
• помощь в составлении и корректировке адаптированной образовательной программы ученика, индивидуальной части образовательной программы, поведенческой программы, планов-конспектов;
• помощь в анализе результатов мониторинга выполнения образовательной программы и результатов наблюдений за поведением учеников, посещающих ресурсный класс;
• консультирование педагога ресурсного класса по сложным случаям, возникающим в процессе обучения детей с РАС;
• помощь в организации совместной работы специалистов ресурсного класса и учителей общеобразовательных классов;
• оказание методической поддержки и проведение обучающих мероприятий для специалистов ОУ;
• налаживание продуктивного взаимодействия с родителями учеников ресурсного и общеобразовательного классов;
• обучение тьюторов РК.
Учитель общеобразовательного класса
Обязанности учителя общеобразовательного класса:
· Совместно с педагогом ресурсного класса и другими специалистами составляет адаптированную образовательную программу ученика и индивидуальный учебный план и реализует их на своих уроках.
· Участвует в организации процесса обучения ребенка с РАС в условиях своего класса.
· Консультирует педагога ресурсного класса по учебной программе общеобразовательного класса.
· Помогает в адаптации учебных материалов.
· Знает и выполняет поведенческие программы учеников с РАС, составленные педагогом ресурсного класса или поведенческим психологом.
· Создает благоприятную среду для учеников с РАС, проводя воспитательную и просветительскую работу с учениками своего класса.
· Аттестует учеников, посещающих ресурсный класс, в отчетные периоды.
Cупервизор (старший методист-практик)
Главный научный руководитель специалистов ресурсного класса, имеет сертификат международного образца. Обладает наибольшим опытом, теоретическими знаниями и практическими навыками в области прикладного анализа поведения учеников, в организации РК, в обучении академическим навыкам, коррекции поведения.
Обязанности супервизора:
· Помогает педагогу РК и учителю общеобразовательного класса справляться с возникающими трудностями, с которыми эти специалисты не могут справиться самостоятельно.
Ресурсы школы
Подготовка помещения
· Помещение ресурсного класса должно находиться в том же здании, где и основная школа.
· Размер помещения должен быть достаточным для организации четырех основных зон: зоны для индивидуальных занятий, зоны для групповых занятий, сенсорной зоны (зоны отдыха) и рабочей зоны учителя.
· В классе или рядом с классом должна располагаться раковина, а доступ к туалетной комнате должен быть легким для детей.
· Мебель должна соответствовать тем задачам, для которых ее используют, парты для индивидуальных занятий должны быть удобны для одновременной работы за ними детей и тьюторов
· Расположение ресурсного класса должно исключать внешние шумы