Сроки реализации проекта: 01.07.2019 - 31.05.2020
Цели проекта: Создание условий для инклюзивного обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной общеобразовательной школе города Омска с использованием модели ресурсного класса.
Задачи проекта:
- Оборудование школьного кабинета специальными рабочими зонами для занятий и сенсорной разгрузки детей с расстройством аутистического и другими особенностями развития.
- Подготовка тьюторов, сопровождающих детей с расстройством аутистического спектра и другими особенностями развития.
- Обучение педагогов методу прикладного анализа поведения и другим методикам работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра и другими особенностями развития.
- Проведение воспитательной и просветительской работы среди всех участников образовательно- воспитательного процесса.
Описание: 8 детей с заболеваниями различной этиологии, подопечные организации "Планета друзей", в 2019/2020 учебном году пошли в первый класс общеобразовательной школы № 21 города Омска. Для того, чтобы их обучение состоялось и было успешным среди сверстников, была необходима предварительная подготовка в первую очередь преподавательского состава, обеспечивающего как учебный процесс, так и сопровождающих ребят педагогов, обеспечивающих комфортное нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школьной среде.
За основу взята активно развивающаяся с последнее время в России базовая модель ресурсного класса – это специально сформированный класс для детей с особенностями развития в общеобразовательной школе, в рамках которого организуется индивидуальная и групповая коррекционно-образовательная работа и реализуется организация сопровождения в регулярном учебном процессе.
Для Омска проект «Хочу в школу!» (ресурсный класс) является инновационным. Для того, чтобы ресурсный класс появился и заработал в Омске необходимо:
- оборудование специальных рабочих зон; - обучение тьюторов/сопровождающих, которые станут для детей с ОВЗ помощниками и проводниками в мир школы;
- обучение педагогов методу прикладного анализа поведения для работы с детьми.
Целевой аудиторией проекта являются дети с ОВЗ (аутизм, ДЦП и др.), их родители, условно здоровые дети, их родители, педагоги, задействованные в учебном процессе, а также заинтересованные проблемой обучения и социализации детей с ОВЗ другие участники образовательно-воспитательного процесса.
Во время реализации проекта планируется оборудовать рабочие зоны, подготовить необходимые педагогические кадры. Следуя модели, у каждого из 6 особых учеников будет свой персональный подготовленный тьютор (или сопровождающий), и общие на всех: учитель ресурсного класса, предоставляемый школой и проходящий обучение вместе со всем педсоставом, составляющий и корректирующий индивидуальные программы, составляющий план уроков, ведущий документацию по ресурсному классу, проводящий тренинги тьюторов по программам, проводящий диагностику и анализ результатов, мониторинг и коррекцию работы тьюторов по планам; куратор класса, утверждающий и корректирующий учебные планы, проводящий мониторинг и оценку работы ресурсного класса, занимающийся своевременным обучением педагогического коллектива, консультациями по работе с нежелательным поведением, консультациями родителей, урегулированием конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса; и супервизор, специалист самой высокой квалификации в ABA, утверждающий программы, составленные на основе тестирования учеников, контролирующий реализацию программ и продвижения детей, утверждающий план перехода каждого ученика в регулярный класс, контролирующий поведенческие программы, тренинги и супервизии для учителя ресурсного класса и куратора.
Количественные результаты: количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения: 18 количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта: 34
Качественные результаты: Проект призван улучшить качество образования, оказать поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении позволяет обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
В свою очередь и обычные ребята получают социальный опыт общения с теми, кто отличается от них, учатся быть терпимее, добрее, у них формируются правильные нравственные ориентиры. Планируется, что в результате создания ресурсного класса дети с инвалидностью смогут усвоить правильные модели социального поведения, это будет способствовать расширению их жизненного опыта, эффективнее пройдет их социализация и адаптация в обществе.
Дальнейшее развитие проекта: В наших планах реализовывать модель ресурсного класса на протяжении всего периода обучения наших детей в начальной школе и в перспективе в основной школе. Для этого будут изыскиваться дополнительные источники финансирования, планируются обращения в фонды. Обязательна и трансляция опыта в другие общеобразовательные учреждения города Омска и Омской области.
Услуга для подопечных организации предоставляется на безвозмездной основе.